В системе национальной безопасности образование играет огромную роль. Оно одновременно выступает как её объект, ресурс и средство и создает, укрепляет фундамент будущего благополучия нации и безопасности страны.
Безопасность является базовой характеристикой функционирования и развития социальных, экономических, технических и экологических систем. Психология безопасности является важным направлением в области создания условий развития человека. Наиболее успешной сферой развития психологической безопасности является образовательная среда. В ней создана концепция психологической безопасности, предложена модель сопровождения безопасности школ
и разрабатывается система педагогических технологий. Также активно разрабатываются и внедряются различные психологические диагностики состояний образовательной среды по части безопасности.
Однако за последние годы в связи с натиском проблем геополитического и социально-экономического порядка риск угрозы психологической безопасности сохраняется высоким. Обеспечение психологической безопасности в образовательном процессе становится каждодневной задачей.
В системе образования в первую очередь эта задача ложится на педагогов, а в сфере психологического обеспечения образовательного процесса и профилактики – на педагогов-психологов. Таким образом, с одной стороны, к профессиональной деятельности педагогов предъявляется новая задача: обеспечение условий для развития личностной устойчивости к угрозам, но с другой – профессиональная компетентность педагога работать с этой проблемой средствами образовательной среды в том социокультурном контексте, в котором живут современные поколения детей, подростков и их семьи требует уточнения. Речь идет о новых профессиональных задачах, стоящих перед специалистами системы образования.
(Думчева А.Г, доцент кафедры психологии СПб АППО)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ