Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции
(губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ( [с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯАРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ.
- Благодаря своевременным занятиямартикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым научиться говорить правильно, четко и красиво.
КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ.
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно,иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день(утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
- Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтоб они усвоили основные движения.
- К детям4-5лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
- В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ СКАЗКИ – ПОМОЩНИЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у детей дошкольного возраста интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.